Актуальное

20.10.2015 #Актуальное

Преображать родной край

В преддверии Всемирного дня архитектора мы решили побеседовать с человеком, для которого данное направление является не просто работой, а настоящим искусством. Аверочкин Борис Николаевич на протяжении восьми лет возглавляет ООО «Архитектурно-проектная мастерская «АвАрх»». Данная организация зарекомендовала себя на территории Тамбовской области надежным партнером, имеющим среди немногих в регионе лицензию на реставрацию объектов культурного наследия. Высококвалифицированными специалистами мастерской был выполнен целый ряд проектных и реставрационных работ. Но обо всем по-порядку.

- В последние годы наблюдается увеличение строительства культовых зданий и сооружений в Тамбовской области. Многие из них спроектированы в ООО «АПМ «АвАрх». Борис Николаевич, расскажите, пожалуйста, о данном направлении деятельности Вашей организации.

-  Проектированием культовых зданий и сооружений наша организация занимается с момента основания. Так сложилось, что люди и предприятия достаточно часто обращаются к нам, чтобы заказать именно проекты культового назначения.  С 2007 года работы начали проводиться в Мичуринске и Мичуринском районе.  Постепенно география нашей деятельности расширялась, охватывая отдаленные уголки региона.  В настоящее время разработанные и разрабатывающиеся проекты  охватывают, как минимум, Тамбовскую область.

 - Это очень сложное направление в архитектуре. Что же повлияло на выбор именно его?

-  У нашего технического директора, члена Союза архитекторов России Аверочкина Николая Андреевича  большой опыт  в проектировании  культовых зданий и сооружений. Еще до начала образования архитектурно-проектной мастерской        им были спроектированы  ряд подобных объектов. Помимо этого, дипломная работа моей сестры Аверочкиной Екатерины была посвящена реставрации храма в честь иконы Божией матери «Всех Скорбящих Радосте». На XVI международном фестиваля «Зодчество – 2008» был проведен смотр творчества студентов архитектурных вузов и колледжей, среди которых ее работу наградили дипломом Союза архитекторов России и выставили в Центральном выставочном зале «Манеж» города Москвы. А вскоре дипломный проект был претворен в жизнь. Полученный опыт  плавно перетек в работу ООО «АПМ «АвАрх». С этого периода мы вплотную начали заниматься данным направлением. Приятно, что клиенты уверены и не сомневаются в наших возможностях.

- Не так давно было завершено восстановление колокольни над храмом «Всех Скорбящих Радосте». Скажите, пожалуйста, что сложнее: создавать новый объект или восстанавливать памятник архитектуры?

- Для реставрации  и реконструкции  объектов культурного наследия или старинных зданий требуется более серьезный, трудоемкий и ответственный подход. Первоначально проводится  комплексный анализ по существующему строению. Если объект относится к культурному наследию, то анализируются историко-архивные и  библиографические  материалы, собираются  старые  фотографии, текстовая описательная информация, выполняются обмерные работы. К сожалению, на сегодняшний день многие старинные здания находятся в плачевном состоянии, а некоторые детали их украшения  просто-напросто утеряны.

Новое проектирование – не такой простой, как на первый взгляд кажется, процесс. Множество вопросов возникает еще до начала этапа эскизирования. Сам этап создания образа будущего храма достаточно сложен, поскольку  решается одновременно  несколько задач: объемно-планировочная, архитектурно-конструктивная, градостроительная и т.д. Иногда, кажется, что проще отталкиваться от уже  существующего здания. Например, при реконструкции, где перед архитектором ставятся конкретные задачи от уже сложившейся застройки.

- Как часто Вам приходится иметь дело с историческими зданиями? Есть ли здесь свои нюансы? Какие?

- Практически  постоянно, поскольку мы живем и работаем в городе, который отличается своей архитектурной ценностью. Большая часть Мичуринска связана с историей, он богат на старые здания, памятники и объекты культурного наследия. Однако, между историческими зданиями и объектами культурного наследия прослеживается контраст, который заключается именно в плане их назначения.

 Существует перечень объектов культурного наследия, но есть и многочисленные объекты, представляющие собой достаточно высокий интерес  в плане архитектуры, истории, которые не внесены в него. Разница в этом достаточно ощутима. Заказчик, приобретающий здание конца 19 - начала 20 века,  может, не учитывая его ценность, уничтожить первоначальный облик. Подобный случай произошел недавно в Мичуринске. Два архитектурных памятника на Красноармейской были соединены в одно безликое здание, полностью потерявшее свою уникальность.  Часто люди портят город безвкусными пристройками. В качестве подобного примера можно привести  небезызвестный всем нам балкон на пересечении улиц Советской и Коммунистической.  Его хозяин полностью проигнорировал авторитетное мнение уважаемых людей, и в итоге пропала не только градостроительная роль здания, но и облик старого квартала. К сожалению, подобные примеры встречаются довольно часто в нашем городе.  

- Какие архитектурные стили и направления чаще всего используются в проектировании культовых зданий и сооружений?

- Очень сложно выделить конкретное направление или стиль. Как правило, большинство архитекторов в России берут за основу  известные храмы, копируя детали, формы, различные элементы. В итоге мы не можем даже определить не только время постройки здания, но и является ли оно памятником архитектуры, который отреставрирован. Хотелось бы отметить наше участие  в архитектурном конкурсе «Современный образ православного храма»,  проходившем в 2013 году в Москве. Вместе с Екатериной Аверочкиной мы максимально кардинально подошли к новому образу храма будущего. Нам было интересно работать в этом направлении. Было представлено много работ в этом направлении. К сожалению, мы были разочарованы, поскольку наше общество еще не готово к новаторству и свежим идеям, к созданию новых стилей и форм  в православной архитектуре.

- Какое из культовых зданий, спроектированных Вами, запомнилось Вам больше всего?

- Выделить какой-то конкретный объект невозможно, поскольку каждый из них уникален и интересен по-своему. Здесь, по сравнению со строительством общественных зданий, осуществляется более серьезный подход. В подобные проекты мы вкладываем не только свое время, но и душу.  Безусловно, приятно, что все уже выстроенные культовые здания максимально приближены к нашим проектным  работам.

- Над какими культовыми зданиями и сооружениями  в настоящее время работаете Вы и Ваши специалисты?

- Сейчас ведутся проектные работы в селе Ранино. Недавно мы завершили  проектирование духовно-образовательного центра в городе Мичуринске, церкви в  селе Сукмановка  Жердевского района, епархиального управления по улице Красной города Мичуринска и многих других. Познакомиться с нашими работами Вы можете на сайте архитектурно-проектной мастерской (http://avarch.ru/). В будущем намечается еще ряд объектов, однако, о них пока говорить рано.

Беседовала Светлана Корчагина.